Профилактика речевых
нарушений детей с помощью скороговорок
Нарушения речи у современных детей встречается все чаще, и
это является серьезной проблемой нашего времени.
По статистике более половины детей, которые идут учиться в
начальную школу имеют те или иные нарушения в устной и письменной речи:
нарушение произношения, невнятная речь, грамматические ошибки, нарушение
слоговой структуры сложных слов, низкий уровень развития связной речи, скудный
словарный запас, плохое запоминание и воспроизведение информации. Все это в
дальнейшем отражается на письме и в чтении ребенка, делают его письмо
неграмотным, затрудняют понимание прочитанного. Впоследствии это сказывается не
только на оценках, но и на психическом развитии ребенка, его личностных и
поведенческих реакций.
Эффективным, доступным и занимательным методом профилактики
речевых нарушений у детей, на мой взгляд, является ежедневное проговаривание с
детьми скороговорок.
Скороговорки - великолепные упражнения для отработки чистой,
правильной, чёткой речи.
Очень важно при работе со скороговорками, чтобы ребенок понимал смысл, узнавал что-то новое и мог ее выговорить. Разучивание следует начинать последовательно: с несложных, простых скороговорок постепенно переходить к более сложным. Лучше выбрать забавную скороговорку для ребенка, с интересным сюжетом.
Что бы правильно выучить скороговорку, вначале ее нужно
сказать очень медленно, четко и внятно, разбирая слова на слоги, обращая
внимание на произношение всех звуков и на окончания слов. Важно не допустить
неправильного произношения. После того, как ребёнок выучил слова скороговорки и
верно произносит все звуки, попробуйте произнести текст этой же скороговорки,
но в беззвучном режиме. В данный момент будет работать только артикуляционный
аппарат – только губы, язык и зубы, без голоса. Затем учимся проговаривать
скороговорку шёпотом, и только потом вслух, вначале в очень медленном темпе, а
потом и в быстром, но необходимо помнить о чёткости скороговорки.
Можно предложить ребенку обыграть скороговорку: произнести
ее на разные голоса, с разными интонациями: удивленно, сурово, грустно,
радостно, очень тихо, и очень громко. Попробовать пропеть скороговорку,
используя какой-нибудь простой мотив.
При заучивании скороговорок можно использовать движения пальцев рук, что улучшает мыслительные процессы и развивает моторику рук. Например, на каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу.
Если детей несколько – можно посоревноваться в безошибочном
произнесении скороговорок, кто больше знает скороговорок, кто лучше пропоет
или, кто выразительнее расскажет.