Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на страницах блога .

 

Профилактика речевых нарушений детей с помощью скороговорок


Нарушения речи у современных детей встречается все чаще, и это является серьезной проблемой нашего времени.

По статистике более половины детей, которые идут учиться в начальную школу имеют те или иные нарушения в устной и письменной речи: нарушение произношения, невнятная речь, грамматические ошибки, нарушение слоговой структуры сложных слов, низкий уровень развития связной речи, скудный словарный запас, плохое запоминание и воспроизведение информации. Все это в дальнейшем отражается на письме и в чтении ребенка, делают его письмо неграмотным, затрудняют понимание прочитанного. Впоследствии это сказывается не только на оценках, но и на психическом развитии ребенка, его личностных и поведенческих реакций.

Эффективным, доступным и занимательным методом профилактики речевых нарушений у детей, на мой взгляд, является ежедневное проговаривание с детьми скороговорок.

Скороговорки - великолепные упражнения для отработки чистой, правильной, чёткой речи. 

 Очень важно при работе со скороговорками, чтобы ребенок понимал смысл, узнавал что-то новое и мог ее выговорить. Разучивание следует начинать последовательно: с несложных, простых скороговорок постепенно переходить к более сложным. Лучше выбрать забавную скороговорку для ребенка, с интересным сюжетом.

Что бы правильно выучить скороговорку, вначале ее нужно сказать очень медленно, четко и внятно, разбирая слова на слоги, обращая внимание на произношение всех звуков и на окончания слов. Важно не допустить неправильного произношения. После того, как ребёнок выучил слова скороговорки и верно произносит все звуки, попробуйте произнести текст этой же скороговорки, но в беззвучном режиме. В данный момент будет работать только артикуляционный аппарат – только губы, язык и зубы, без голоса. Затем учимся проговаривать скороговорку шёпотом, и только потом вслух, вначале в очень медленном темпе, а потом и в быстром, но необходимо помнить о чёткости скороговорки.

Можно предложить ребенку обыграть скороговорку: произнести ее на разные голоса, с разными интонациями: удивленно, сурово, грустно, радостно, очень тихо, и очень громко. Попробовать пропеть скороговорку, используя какой-нибудь простой мотив.

При заучивании скороговорок можно использовать движения пальцев рук, что улучшает мыслительные процессы и развивает моторику рук. Например, на каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу.

Если детей несколько – можно посоревноваться в безошибочном произнесении скороговорок, кто больше знает скороговорок, кто лучше пропоет или, кто выразительнее расскажет.