Часто родители задаются
вопросом: когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают
много времени и сил. Значительную часть времени, вы проводите на кухне. Почему
бы не заниматься прямо здесь? И к тому же различных «дидактических материалов»
на кухне очень много.
Игры
на развитие речевого дыхания.
Техника выполнения
упражнений: воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть
длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для
начала их можно придерживать руками); нельзя много раз подряд повторять
упражнения, так как это может привести к головокружению.
1.
«Чайник
закипел», «Буря в стакане». В стакан с водой вставить
трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник
закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит.
2.
«Кораблики». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик,
чтобы он поплыл по тазику с водой. Можно пускать губки или крышечки. Можно на кораблики
сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно
устроить соревнование.
3.
«Что пахнет?» Нарезать фрукты, овощи кусочками.
Разложить на блюдца. Завязать глаза. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе
сказать: «Ах как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т.п.)!»
Артикуляционные
упражнения со сладостями, которые дети будут выполнять с удовольствием:
1. Выталкивать кончиком
языка соломинку из-за нижних зубов.
2. Втягивать жевательную мармеладку-спагетти
в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Длинную мармеладку
зажать губами и натянуть рукой. Надо стараться удержать мармеладку губами.
4. Открыть рот и
постараться удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним
зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Удерживать соломинку у
верхней губы с помощью кончика языка.
6. Удерживать соломинку губами.
7. Удерживать соломинку, зажав один конец
между нижними зубами и языком.
8. Удерживать орешек в языке, как в чашке.
9. Облизывать чупа-чупс, когда он сбоку,
сверху, снизу.
Игры на
развитие мелкой моторики
1. «Загадочные шарики». В воздушные шарики насыпьте разные крупы.
Можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Определяем, чем наполнен
шарик. Находим пары одинаковых шариков.
2. Играем с макаронами. Нанизываем на шнурок - делаем бусы для куклы.
Их можно раскрасить. Можно выкладывать на столе или листе бумаги узоры, буквы,
цифры, попутно изучая формы и цвета.
3. Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики.
Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки
разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к
каждой баночке свою крышечку.
4. «Ежик». Втыкать зубочистки в яблоко.
5. Игры с водой. Поставьте две тарелочки, одна из которых наполнена
водой, а другая пустая. При помощи кухонной губки переливать воду из одной
емкости в другую. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет.
6. Игры с магнитами. Просим расположить их на дверце холодильника
в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы,
потом только желтые и т.д.
7. Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету,
размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний,
маленький. Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать
подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох.
Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
8. Игры с соленым тестом. Вылепите буквы, украсьте их по вашему
желанию, подсушите и играйте: «Угадай букву» (с закрытыми глазами или в
«чудесном мешочке»), выберите согласные буквы, гласные, составьте слог, слово.
9. Играем с крупами. Поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от
другой. Можно опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и,
не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки. Просеивать крупу
через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто
так.
Делать аппликации крупой
на пластилине или клее.
Проталкивать горошины или
фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.
Можно насыпать муку или
манку на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками: «Допиши
букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т.п.
10. «Конструктор». Дайте ребенку пару упаковок губок для мытья посуды
(они бывают разных цветов и размеров) можно строить башни и дома.
11. «Умелые ножницы». Вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под
конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы
наклеить их в логопедическую тетрадь!).
12. «Волшебные палочки». Выкладывать из спичек геометрические
фигуры, предметы и узоры.
Развиваем
слуховое восприятие, звуковой анализ.
1.Слушаем звуки. Мама выполняет действия с предметами: размешивает
сахар в чашке, хлопает крышкой по кастрюле, шуршит пакетиками со специями, гремит
горохом или манкой в стеклянной банке, трет морковку и т.д. Ребенок отгадывает,
закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки. Предъявляем
сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.
2. «Звучащие баночки». Насыпать в баночки разные крупы,
макароны, семечки. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит. Определить
одинаковые наполнители, составить пары.
3. Выделение заданного звука в словах. Убрать со стола или вымыть
посуду, в названии которой есть звук Ч, а затем звук Л и т.д. Приготовить ужин (в названии блюд
должен быть, например, звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Покажите
ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть
звук [Р].
Игры
на обогащение словарного запаса.
1. «Разные слова». Подбирать к слову-предмету как можно больше
слов-признаков и правильно их согласовывать (какой апельсин? - круглый,
оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой…).
2. «Какой предмет?». К слову-признаку подобрать как можно больше
слов-предметов (зеленый — огурец, чайник…,
красная - кастрюля, скатерть …).
3.
«Охота на слова». Какие слова можно достать из борща?
(картошка, укроп, свекла и т.д.). Можно доставать из винегрета, кухонного
шкафа, плиты и на кухне вообще.
4.
«Угощаю». Вспоминаем вкусные слова. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно поиграть в
сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
5.
«Наши помощники». Как одним словом назвать прибор, который
варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка),
выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
6. «Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен
рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий,
вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).
7. «Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только
посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель». Можно
дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только
столовую посуду».
8. «Для чего это нужно?». Назвать предмет и его назначение. Например:
сковородка - жарить, кастрюля - варить (терка, дуршлаг и. т.д.).
9. «Сортируй овощи и фрукты». Овощи положить в корзинку, а фрукты в
вазу. (Я взял сливу. Слива- это фрукт. Я положу её в вазу. Я взял морковку.
Морковка- это овощ. Я положу её в корзинку).
10.
«Что сварим из овощей?», «Что приготовим из фруктов?»
11.
Игра «Четвёртый лишний». (например, морковь, капуста, яблоко,
огурец).
Игры
на развитие грамматического строя
1.
«Большой –маленький». Образование
уменьшительно-ласкательной формы.
Лимон – лимончик, батон -
… и т.д.
4.
«Готовим вместе». Образование относительных прилагательных
от существительных.
Варенье из яблок –
яблочное варенье
Варенье из клубники - …
И т. д.
Сок из клюквы –
клюквенный сок
Сок из лимона - …
И т.д.
Каша из риса – рисовая
каша
Каша из гречки - …
И т.д.
5.Учим
предлоги. После похода в магазин раскладываем продукты сообща:
куда положить овощи? (в холодильник), куда положить фрукты? (в вазу) куда
положить крупу? (в шкаф, на полку) куда положить хлеб? (в хлебницу) и т.д.
«Где что спряталось?».
Попросите ребенка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю,
половник, табуретку… (кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на
полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д.).
6.
«Один - много». Взрослый называет один предмет
– а ребенок много.
Чашка – чашки, кастрюля –
кастрюли, стол - столы…
7.
Раскладываем и пересчитываем. Согласовываем
числительное с существительным: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки,
пять ложек и т.п.
8.
«Чего не стало?». Взрослый раскладывает
перед ребенком несколько предметов (4-7). Затем просит запомнить предметы и
отвернуться, а сам убирает один. Ребенок открывает глаза и называет, чего не
стало (не стало вилки, не стало …).
9.
«Волшебные очки». Представляем, что надели волшебные
очки, в которых все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Называем
предметы по цвету: красный стол, красная чашка, красное окно и т.д.
«10. «Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне
есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе,
какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не
изменял эти слов (Принесите мне, пожалуйста кофе. Ароматный, чёрный кофе.
Угостить кофе).
Развитие
связной речи
«Кухонные
сказки».
Можно придумывать сказки
или истории про различные предметы, например, про старую кастрюлю (банан,
картофелину, кухонные часы и т.п.). Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему
наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она
росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она
выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно
приготовить? Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровые
упражнения на развитие слоговой структуры слов
1. Назови продукты в
которых один, два, три слога.
-Возьми столько макарон,
горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два,
три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
2. Разделить на слоги
названия продуктов на столе, посуды в шкафчике.