Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на страницах блога .

Использование приемов мнемотехники с детьми дошкольного возраста.

 Ребенок дошкольного возраста , обычно,  не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Как же усвоить и  запомнить ребенку информацию? Помочь ему призвана мнемотехника – наглядные пособия и приемы, помогающие систематизировать и запомнить информацию.

 В детских садах  широко используются наглядные картинки – алгоритмы действий. Дома  тоже можно составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.

В детском саду предложили выучить стихотворение- и здесь на помощь придет мнемотехника. Усложним задачу: предложите ребенку схематично зарисовывать каждую строчку зачитываемого Вами стихотворения, потом предложите малышу воспроизвести стихотворение по собственным картинкам. Эта увлекательная игра развивает навыки рисования, способность улавливать главную мысль и обобщать, а также, конечно, помогает усвоить информацию и тренирует память.


Использование метода мнемотехники

в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица-это схема ,в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации ,т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое "завязано" вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу с помощью какого-то символа, действие "бил-бил" можно показать стрелками, а слёзы-маленькими точками.

Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используем обучающие мнемотаблицы "Осень", "Зима", "Весна". Ознакомление с характерными особенностями времён года идёт через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые буквенные обозначения времён года: осень-жёлтая или оранжевая буква "О"; зима-синяя или голубая буква "З"; весна-зелёная буква "В". При этом знакомим детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлениями : дождь, снег, солнце и пр.. Использование условных обозначений признаков времён года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица-ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква "З" символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. 


Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):

-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

 Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы  и схемы-модели, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц, т.к. их должны зарисовывать сами дети. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-моделе могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) - если дети умеют читать и писать;

-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему=модель как план пересказа;

-закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. 

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

-у детей появляется желание пересказывать сказки, рассказы-как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-активизируется словарный запас;

-дети преодолевают  робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.